Республика Дагестан занимает выгодное геополитическое положение, располагает прямым выходом к международным морским путям, имеет важное транзитное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном, Турцией и Ираном.

Через территорию Республики Дагестан проходят железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального и международного значения. В связи с этим важной составляющей производственной инфраструктуры является транспортный комплекс.

Республика располагает международным аэропортом.

Сегодня ОАО «Авиалинии Дагестана» входит в число крупнейших авиапредприятий Северного Кавказа. Воздушный лайнер с символикой «Авиалинии Дагестана» можно встретить не только в России, но и в странах СНГ, в Европе, Азии и Африке. Махачкалинский международный аэропорт связан воздушными трассами со многими городами России, ближнего и дальнего зарубежья, главным образом, со странами Ближнего Востока.

Датой рождения ОАО «Авиалинии Дагестана» считается 3 февраля 1927 года. С 1973 года Махачкала получила прямое авиационное сообщение с Москвой, Волгоградом, Ростовом, Минеральными Водами, Куйбышевым, Саратовом, Киевом, Шевченко, Ташкентом, Симферополем, Баку, Краснодаром, Минском, Одессой, Астраханью и многими другими городами. С 1995 года начато выполнение международных полетов. ОАО «Авиалинии Дагестана» стремится расширять географию как регулярных, так и чартерных перевозок.

В настоящее время авиапарк ОАО «Авиалинии Дагестана» включает 11 воздушных судов: 3 самолета Ту-154М, 1 самолет Ту-154Б-2, 2 самолета Ту-134Б, 1 самолет Ан-24РВ, вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ.

На сегодняшний день в «Авиалиниях Дагестана» работают сотни специалистов – это и летный состав, и инженерно-технический персонал, и специалисты аэропортового комплекса. На территории комплекса действуют профилакторий (включающий реабилитационный центр), спортивные площадки, комнаты отдыха.

Аэропортовый комплекс (АПК) образовался в 2006 году. В его состав входят различные службы, обеспечивающие бесперебойный прием и вылет воздушных судов.

Общая пропускная способность аэровокзала 230 чел./час. Ежегодно в аэропорту обслуживается около 2000 рейсов, выполняемых авиакомпаниями России.

Режим работы аэропорта – 24 часа в сутки.

Аэродромный комплекс располагает взлетно-посадочной полосой длиной 2600 м. и шириной 42 м. Пропускная способность взлетно-посадочной полосы – 3000 м.

Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 20 воздушных судов различных типов.

В состав аэропортового комплекса входит также VIP–зал – зал повышенного комфорта.

На сегодняшний день партнерами авиапредприятия являются: ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Аэропорт Домодедово», ОАО «Аэропорт Пулково», ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и многие другие.

Перспективы развития ОАО «Авиалинии Дагестана»:

Увеличение маршрутов полётов авиакомпании и приобретение новых типов воздушных судов;

Строительство вертодрома и вертолётных площадок с базой для экстремальных видов спорта «Березовая роща»;

Модернизация и реконструкция аэропорта «Махачкала»;

Строительство аэродрома для деловой и частной авиации.

Авиатранспорту в республике отводится особая роль. Важную роль авиатранспорт играет при доставке почты, ценных малогабаритных грузов, оказании медицинской помощи. Вертолеты используются при строительстве в горах, для доставки грузов зимой в горные районы. Малая авиация применяется в сельском хозяйстве при химической обработке полей.

(cсылка на официальный сайт ОАО "Авиалинии Дагестана": www.dagair.ru)

Махачкалинский морской торговый порт – ЮЖНЫЕ МОРСКИЕ ВОРОТА РОССИИ - входит в инфраструктуру международного транспортного коридора «Север-Юг».

Это самый южный и единственный незамерзающий порт России на Каспийском море.

МММТП расположен на западном побережье Среднего Каспия (в непосредственной близости от города Махачкалы – столицы Дагестана), обеспечивает морскую транспортную связь с Прикаспийскими государствами и осуществляет переработку транзитных грузов из государств Западной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Индии, стран востока.

Махачкалинский порт состоит из двух гаваней (сухогрузной и нефтегавани) и внешнего рейда.

Сухогрузная гавань включает в себя железнодорожный паромный и автопаромный терминалы, оснащена современным технологическим оборудованием.

Порт примыкает к железнодорожной станции Махачкала-порт (Северо-Кавказская железная дорога), имеющей на данный момент резерв пропускной способности более 15 млн. тонн грузов в год, и к Махачкалинской нефтебазе, одной из самых крупных на Юге России, располагающей нефтяным терминалом общей емкостью единовременного хранения 540 тыс. кубометров и железнодорожными наливными эстакадами.



Махачкалинский морской торговый порт традиционно осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, генеральных грузов и располагает в настоящее время перегрузочными мощностями в объемах 7,9 млн. тонн наливных и 2 млн. тонн генеральных грузов. Он занимается перевозкой и переработкой генеральных, минерально-строительных и наливных грузов паромными и контейнерными перевозками и в состоянии обеспечивать морскую транспортную связь России и Прикаспийских государств, осуществлять переработку транзитных грузов.

Складские помещения открытого и крытого типов обеспечивают сохранность и целостность грузов.

Режим работы порта круглосуточный, круглогодичный, без ледокольной проводки.

Территориальные автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан являются важнейшей составной частью инфраструктуры, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности РФ на южных рубежах. Они связывают значительную часть территорий республики, обеспечивая жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, и во многом определяют возможности развития районов и республики в целом. По ним осуществляются самые массовые перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее время протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан составляет 8159 км, в том числе федерального значения - 643 км.

Основу дорожной сети республики составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения общей протяженностью 2478 км, значительная часть которых - это дороги, соединяющие столицу республики с административными центрами районов.

Конфигурация дорожной сети республики сформирована исторически, в горных условиях они проходят в основном по долинному ходу вдоль водотоков.

В последние годы в обход трудно проезжаемых перевальных участков ряда важнейших республиканских дорог построены обходные дороги, в корне изменившие схему автотранспортного обеспечения районов Нагорного Дагестана (Урма - Губден, Чалда - Карадах и Гимры - Чирката).

Через Дагестан проходят федеральная автострада "Кавказ", автомобильные магистрали Ростов - Баку, Астрахань - Махачкала и др. Пассажиропотоки на юге проходят через Дербент, в горы - через Буйнакск, на север - через Кизляр, в центральные равнинные районы - через Хасавюрт, в центральные предгорные районы - от Избербаша. Центральным транзитным пунктом является город Махачкала, расположенный на стыке всех дорог.

Налажены пассажирские перевозки такими видами автомобильного транспорта как маршрутные автобусы и такси.

Инфраструктура железнодорожной сферы услуг республики представлена Махачкалинским отделением Северо-Кавказской железной дороги. В его структуру входят объединенные подразделения дистанций путей «Махачкала» и «Кизляр», вагонное депо «Махачкала», локомотивное депо «Махачкала-Дербент-Артезиан», опорные центры «Кизляр», «Махачкала» и «Дербент», а также 13 станций, имеющих стационарные здания для обслуживания пассажиров.

Грузы по железнодорожной магистрали перевозятся по следующим основным направлениям: лесоматериал и пиломатериал – в Азербайджан; строительные грузы (камень, ракушка, щебень) – в Поволжский и Московский регионы, лом черных металлов - в Ростовскую область и Краснодарский край; продовольственные товары (соки, консервы, минеральные воды) – в Москву, Санкт- Петербург, северные и восточные регионы.



По территории республики проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые связывают Россию с южными странами ближнего и дальнего зарубежья: «Махачкала - Москва», «Махачкала – Астрахань», «Махачкала – Санкт–Петербург», «Баку – Киев», «Баку – Москва», «Санкт–Петербург – Баку», «Кизляр – Астрахань». Осуществляется пригородные сообщения «Махачкала – Дербент», «Дербент – Госграница».

Железнодорожный транспорт, будучи важной составляющей социальной сферы, вносит результативный вклад в развитие экономики республики и всего Северо-Кавказского федерального округа.